читать дальшеXI. Признаться, я сначала не обращала внимания на Гамара. Конечно, я знала, что он гурима, и одет был всегда чисто, опрятно, но он почти всегда молчал и не вызывался отвечать. Я думала, что он не хочет показывать своего произношения, но такой повод для гробового молчания? Но потом я, конечно, поняла… ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ МАТЕМАТИКИ АЛАЙГИ ТРАНГЕРТ.
Кто ж тобой владеть мечтает,
Интар — Красная Земля?
Ну а что о том считают
Все его учителя?
Математик: Да, способный,
Хоть и тянет Кмиц его,
Но хвалить, отметить чтобы…
Мы не слышали его.
Что? Стесняется акцента?
Не стесняться мог бы ведь!
Что? Быть хочет президентом?*
Так не вредно же хотеть!
Весь какой-то он невзрачный,
Хоть всегда опрятный вид,
Что похвально… Вечно мрачный
И всегда, всегда молчит.
Всё же, знаете, оттуда,
Где стреляют, где война…
Да и все они зануды…
Может, тут всему вина?
А Катем для одарённых!
Впрочем, он ведь тихий, пусть…
Если честно, гуримчонок…
Я его порой боюсь.
XII. Я сразу понял, что передо мной не простой бесцветный гуримчонок. Он чем-то напомнил Болара, тот тоже всегда молчал, и я иногда задумывался, о чём молчит этот ученик. А он сразу сказал, что пойдёт в Катем-Байред**, и для поступления стал учить историю. Он знал её не хуже меня. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ БОНГЕЛА СУНТАБОДУ.
А историк: Очень странный,
Очень странный паренёк,
И совсем не бесталанный***,
Как любой сказать бы мог.
Не такой уж неприметный,
А совсем наоборот.
Пусть он маленький, бесцветный,
Но таков его народ.
И меня немногим хуже
Изучил он мой предмет,
Говорит, ему он нужен
Поступать в Катем-Байред.
Я уверен, он поступит,
Но зачем? И вот… Гамар,
Он Болара книги любит,
Сам быть хочет, как Болар.
А ведь я читал у Глона,
Мне там каждый лист знаком,
Был Аквах таким же скромным,
Тихим, странным пареньком,
А его страна узнала…
Что таит спокойный вид?
Говорит Гамареш мало,
Но о чём же он молчит?
XIII. Миротеба сам вспоминает, что я его терпеть не могла. Это неправда. Ведь все люди — братья. А гуримчат я просто обожаю. Правда, я иногда не знала, что с ним делать… Просто он меня не любил, ему не нравился мой предмет, и я это чувствовала. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ БИОЛОГИИ ЛАЙТЕЛЫ ГАМТАКИАЛЬГИ.
А биолог уверят:
Хуже не было пока,
Так скажу по делу ль, зря ли,
У меня ученичка.
Был бы просто он тупица,
Так ещё он и подлец!
За спиной всегда у Кмица
В мелких пакостях он спец.
Я уже почти не знаю,
Что с ним делать и чего…
Гуримчат я обожаю —
Всех, но только не его.
Кем он будет? Представляю!
Президентом? Ну и ну!
В общем, с этим поздравляю
Невезучую страну.
Часто хочется ударить
Так, чтоб в стенку головой.
Говорят, хороший парень,
Говорят, что неплохой…
Не могу таких понять я,
Чем понравится такой?
И хотя все люди — братья,
Этот мальчик — очень злой.
XIV. Да, это был странный мальчик, но «странный» вовсе не значит «хуже», о нет! Другого такого умницы меня никогда не было. Он был очень добрый, чувствовал чужую боль… Очень хороший был мальчик. Над ним все издевались, и учителя его не любили, а про учеников и говорить нечего. Звери были, а не дети. А Гамар — как с неба слетел. Когда его выбрали, вот клянусь, я плакала. Как же, думаю, он — там, ведь политика — это джунгли, там же его доведут… Ничего, не довели! ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ ГЕОГРАФИИ БАЙТАНДЫ СОВИЙЛЕ.
А географ: Странный парень,
Но не хуже остальных.
Что — не хуже! Между нами,
Он гораздо лучше них.
Мальчик умный и спокойный,
Добрый… Добрый почему?
А когда другому больно,
Больно также и ему.
Да, конечно, необычный,
Всё статистику зубрит…
Ну и что? Одет прилично
И без мата говорит!
Вы на это посмотрите,
Не на цвет его волос!
Ну и что вы говорите?
Президентом? Не дорос.
Уж потом поймёт, конечно,
То, что править — адский труд…
Да, конечно, не безгрешный,
А такого сыщешь тут?
Все тут как из зоосада,
Парня дразнят целый год!
Вам смотреть на это надо,
Вы же — всё наоборот!
XV. О, я, конечно, понимал, что из всех моих балбесов Миротеба — единственный, кто действительно может управлять. Он и сам это знал. И без меня он стал бы президентом. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ УЧИТЕЛЯ «ПОЛИТИКИ» ТРИДЖИ БАЯ.
Скажет так руководитель
Нам знакомого кружка:
Выйдет запросто правитель
Из такого паренька.
Парень умный он, и что бы
Такк Барталга не болтал,
Он единственный, кого бы
Я в правительство послал.
Я ему: для президента
Важно речи говорить,
Ну а он:
— С моим акцентом?
И такой несчастный вид!
А уж тут — прошу прощенья —
Кто, а он бы уж молчал.
Чуть начнётся обсужденье,
Заглушает всех, нахал…
Тут открыты все дороги,
Ну а я уже готов
Уносить скорее ноги
От таких учеников.
По головке не погладят
Тех, кто горюшко ковал,
И меня ещё посадят,
Что такого воспитал.
__________
* В первоначальном варианте «Быть желает президентом?».
** Отделение Катема, где старшекурсников готовили к занятию высших государственных должностей.
*** Я знаю, что слово «бесталанный» не значит «лишённый таланта». И я знаю, что вы это знаете. Я просто хочу, чтобы вы знали, что я это знаю.