Не тот Энекин. Облом-с...
Люди, я накопал ценнейший раритет! А именно рукописное издание первых четырёх глав поэмы "Гамбо" с кортинками и эпиграфами. Сканировать его, конечно, я не собираюсь, но текст наберу обязательно. К сожалению, сам текст довольно-таки устаревший, но расхождения я более менее-помню и постараюсь отметить в комментах.
читать дальшеЧасть I.
Вы всё говорите: Миротеба, Миротеба… Глупости говорите. Я не такой уж гений. Да у нас в Амбиранги каждый пират управлял бы не хуже. Только, конечно, в другую сторону.
Гамартол Миротеба. Из выступления после принятия наркотика.*
I. Часто гуримские деревни, посёлки и даже города образуются из гуримских кварталов хамбийских сёл, как, например, Алиха около Скары, Палейли около Баногми, Хей-Хойдан около Амбиранги… АЧ КАМБЕЙ, «ГУРИМА В ИНТАРИИ»
У посёлка Амбиранги** —
Деревенька Хей-Хойдан***.
Тут живут крутые гамбо,
Там — стоит дурман-туман.
Тут — чернявые ребята
Точат длинные ножи
И хамбийские пираты
Не нуждаются во лжи.
Там — блондины и блондинки,
Ни торговли, ни войны.
Там обложки и картинки
В комнатушках не видны****.
Тут — сплошные Робин Гуды,
Ими полон Чёрный Свет,
Спать богатому тут люду
Не дают, а бедных нет.
Там — в Хойдане — нет богатых,
Все сплошная голытьба,
Нет такой счастливой хаты,
Чтоб щадила вдруг судьба.
Но какой-то копенука*****
Непривычною рукой
На компьютере отстукал,
Как сумел, рассказ такой…******
II. Марамба Гокма Торил Торейлага, по прозвищу Рыжий Мар. Род. 5747 на Фенеде, Интари, п ов Хамба, Ки мау, Амбиранги. Образование: хамбийская средняя школа. Профессиональный пират. Рост — 1,732 марсианских камгела. Волосы рыжие, глаза зеленовато-серые. Особые приметы: следы ожогов на левой руке. Приговорён к смертной казни на Марсе, Земле и Фенеде. Считается погибшим. ИЗ АРХИВОВ МАРСИАНСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ.
Жил в посёлке Амбиранги
Рыжий толстенький пацан.
Выглядел он не как гамбо,
Этот странный мальчуган.
Но потом решили люди:
Пусть он рыжий, не худой*******,
Не беда, коль с нами будет
Гамбо кровью и душой.
Не беда, что и в причёске,
А не лишь в душе пожар:
Нож имел хамбийский, острый
Наш Марамба, он же Мар.
И мечтал он стать пиратом,
Как и все в посёлке том,
И чернявые ребята
Приглашали Мара в дом,
И балдашкой угощали…
Задавал он часто тон,
И компанией мечтали
Кто про трон, кто про притон,
И про славу — кто бездарный,
Так уж принято у них…
Но рассказ наш не про Мара
Одного, а про двоих.
III. В дестве Гамартол был очень одинок, хотя и вырос в многодетной семье. Он был не такой, как все, и сознавл это. И другие, сознавая это, смотрели на него с опасливым любопытством: что-то он сделает, этот мальчишка? АКАМЕЛГА СЭЙВИ, «МИРОТЕБА»
В самом центре Хей-Хойдана
Жил мальчишка-гуримаш.
Был парнишка, как ни странно,
Для гурима «парень наш».
«Как ни странно» — потому что
Был пацан большой нахал.
«Как ни странно» — потому что
Не гуримский идеал.
«Как ни странно» — это значит,
Он какой-то не такой,
Хоть и не видал удачи
Так же, как любой другой.
Что ж, гурима ведь не стадо,
Чтоб любой им управлял,
А они бы были рады —
Пригодится и нахал!
Был ровесником Марамбе
И родился — вот прокол! —
Не в Канерлии, на Хамбе
Миротеба Гамартол.
Жизнь идёт, проходит мимо6
Ты особенный — и что ж?
Что с того, что здесь гурима
Не для хлеба точит нож?
IV. О, я был, наверное, ужасным ребёнком. Я, например, всегда ходил со столовым ножом за поясом с сознательным намерением употребить его не по назначению. Сейчас я занимаю по отношению к гамбо умеренную позицию, и мне это многого стоило, я ведь так ненавидел их в детстве… Гамартол МИРОТЕБА. ИЗ ОТВЕТА НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ.
Нож Гамара для хамбийцев
Приготовлен-припасён.
Загорелые их лица
Ненавидит с детства он.
Кто довёл до смерти брата,
На реджал******** загнал сестру,
Почему отец когда-то
Не вернулся поутру?
Он не будет метить в спину,
Как последний копенак,
Кончит********* вежливо и чинно:
Раз, два, три, вот так и так!
Гамартолеш не ребёнок,
Он держать умеет нож
И держал — почти с пелёнок.
Где такого ты найдёшь?
Гамартолеш знает цену
И себе, и всем другим.
Пусть он и стучится в стену,
Он почти непобедим.
Но с ножами веселиться —
Это всё ж не для него,
Так что — в школу для хамбийцев,
Там посмотрим, кто кого!
V. В середине пятьдесят восьмого века гурима получили возможность образования, но только на бумаге. Все школы были хамбийскими, и предметы там были хамбийские: боевые искусства, управление деглом, основы (но не более!) математики и языка (хамбийского языка!). АЧ КАМБЕЙ, «ГУРИМА В ИНТАРИИ».
Рыжий Мар — хороший мальчик,
Не позорит свой народ:
Взяв портфельчик и пенальчик,**********
В школу нехотя бредёт.
На боку — илтрхемнский бластер,
На другом — хамбийский нож.
Ими действовать он мастер,
Что ещё с него возьмёшь?
А в хамбийской учат школе
Звездолётом управлять,
Драться и в лесу, и в поле,
Да ещё считать, читать
И писать чуть-чуть значками
На хамбийском языке…
В общем, будут с головами
Дети гамбо налегке.
Зря мозги ребятам крутят,
Ждут неясный урожай.
Дали б каждому компьютер —
Хоть мильёны умножай.
Но неплохо, без сомненья,
Сесть хоть раз на звездолёт,
Так что без сопротивленья
В школу Рыжий Мар идёт.
(1993)
__________
читать дальше* Эпиграфы к главам обоих уровней приведены только в рукописных книжечках. Ни в одном из черновиков их не было. Добавлены они были большей частью для большей понятности этого инопланетного текста, хотя мои комментарии, я думаю, тоже лишними не окажутся.
** В некоторых вариантах поэмы этот населённый пункт именовался "Амбиранду" или "Амбирамби", но вариант "Амбиранги" является наиболее распространённым.
*** Иногда "Хей-Хайдан" или "Хей-Хадан". Как всегда, оставлено наименее благозвучное название.
**** Другие варианты последних двух строк этой строфы: "Неприличные картинки В комнатушках не видны" и (более поздний) "Только пёстрые картинки В комнатушках их видны".
***** Копенука, или копенак - ещё одна национальность, наряду с гурама (горама), гурима и тармлкатха (к которым относятся и хамбийцы-гамбо). Не знаю уж, что хуже - копенак или гурима...
****** В самом первом варианте поэмы последнее четверостишие каждой шестистрофной главки было нерифмованном. Поскольку объяснять каждому читателю, что это не глюк, а фича, было немножко в лом, впоследствии этот недочёт был устранён, но последние четверостишия так и остались ещё более корявыми, чем остальные.
******* "Не худой" не в смысле "неплохой", а в смысле "жирный".
******** Про реджал уже было рассказано в одном из предыдущих сообщений... Короче говоря, его старшая сестра была проституткой. А отец, кстати, вором. Да вообще та ещё семейка была, скажу я вам...
********* В те времена глагол "кончить" считался нейтральным!!! Здесь он употреблён в значении "убить". И ничего смешного.
********** В поздних вариантах - "запихнув в карман 'пенальчик'"
читать дальшеЧасть I.
Вы всё говорите: Миротеба, Миротеба… Глупости говорите. Я не такой уж гений. Да у нас в Амбиранги каждый пират управлял бы не хуже. Только, конечно, в другую сторону.
Гамартол Миротеба. Из выступления после принятия наркотика.*
I. Часто гуримские деревни, посёлки и даже города образуются из гуримских кварталов хамбийских сёл, как, например, Алиха около Скары, Палейли около Баногми, Хей-Хойдан около Амбиранги… АЧ КАМБЕЙ, «ГУРИМА В ИНТАРИИ»
У посёлка Амбиранги** —
Деревенька Хей-Хойдан***.
Тут живут крутые гамбо,
Там — стоит дурман-туман.
Тут — чернявые ребята
Точат длинные ножи
И хамбийские пираты
Не нуждаются во лжи.
Там — блондины и блондинки,
Ни торговли, ни войны.
Там обложки и картинки
В комнатушках не видны****.
Тут — сплошные Робин Гуды,
Ими полон Чёрный Свет,
Спать богатому тут люду
Не дают, а бедных нет.
Там — в Хойдане — нет богатых,
Все сплошная голытьба,
Нет такой счастливой хаты,
Чтоб щадила вдруг судьба.
Но какой-то копенука*****
Непривычною рукой
На компьютере отстукал,
Как сумел, рассказ такой…******
II. Марамба Гокма Торил Торейлага, по прозвищу Рыжий Мар. Род. 5747 на Фенеде, Интари, п ов Хамба, Ки мау, Амбиранги. Образование: хамбийская средняя школа. Профессиональный пират. Рост — 1,732 марсианских камгела. Волосы рыжие, глаза зеленовато-серые. Особые приметы: следы ожогов на левой руке. Приговорён к смертной казни на Марсе, Земле и Фенеде. Считается погибшим. ИЗ АРХИВОВ МАРСИАНСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ.
Жил в посёлке Амбиранги
Рыжий толстенький пацан.
Выглядел он не как гамбо,
Этот странный мальчуган.
Но потом решили люди:
Пусть он рыжий, не худой*******,
Не беда, коль с нами будет
Гамбо кровью и душой.
Не беда, что и в причёске,
А не лишь в душе пожар:
Нож имел хамбийский, острый
Наш Марамба, он же Мар.
И мечтал он стать пиратом,
Как и все в посёлке том,
И чернявые ребята
Приглашали Мара в дом,
И балдашкой угощали…
Задавал он часто тон,
И компанией мечтали
Кто про трон, кто про притон,
И про славу — кто бездарный,
Так уж принято у них…
Но рассказ наш не про Мара
Одного, а про двоих.
III. В дестве Гамартол был очень одинок, хотя и вырос в многодетной семье. Он был не такой, как все, и сознавл это. И другие, сознавая это, смотрели на него с опасливым любопытством: что-то он сделает, этот мальчишка? АКАМЕЛГА СЭЙВИ, «МИРОТЕБА»
В самом центре Хей-Хойдана
Жил мальчишка-гуримаш.
Был парнишка, как ни странно,
Для гурима «парень наш».
«Как ни странно» — потому что
Был пацан большой нахал.
«Как ни странно» — потому что
Не гуримский идеал.
«Как ни странно» — это значит,
Он какой-то не такой,
Хоть и не видал удачи
Так же, как любой другой.
Что ж, гурима ведь не стадо,
Чтоб любой им управлял,
А они бы были рады —
Пригодится и нахал!
Был ровесником Марамбе
И родился — вот прокол! —
Не в Канерлии, на Хамбе
Миротеба Гамартол.
Жизнь идёт, проходит мимо6
Ты особенный — и что ж?
Что с того, что здесь гурима
Не для хлеба точит нож?
IV. О, я был, наверное, ужасным ребёнком. Я, например, всегда ходил со столовым ножом за поясом с сознательным намерением употребить его не по назначению. Сейчас я занимаю по отношению к гамбо умеренную позицию, и мне это многого стоило, я ведь так ненавидел их в детстве… Гамартол МИРОТЕБА. ИЗ ОТВЕТА НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ.
Нож Гамара для хамбийцев
Приготовлен-припасён.
Загорелые их лица
Ненавидит с детства он.
Кто довёл до смерти брата,
На реджал******** загнал сестру,
Почему отец когда-то
Не вернулся поутру?
Он не будет метить в спину,
Как последний копенак,
Кончит********* вежливо и чинно:
Раз, два, три, вот так и так!
Гамартолеш не ребёнок,
Он держать умеет нож
И держал — почти с пелёнок.
Где такого ты найдёшь?
Гамартолеш знает цену
И себе, и всем другим.
Пусть он и стучится в стену,
Он почти непобедим.
Но с ножами веселиться —
Это всё ж не для него,
Так что — в школу для хамбийцев,
Там посмотрим, кто кого!
V. В середине пятьдесят восьмого века гурима получили возможность образования, но только на бумаге. Все школы были хамбийскими, и предметы там были хамбийские: боевые искусства, управление деглом, основы (но не более!) математики и языка (хамбийского языка!). АЧ КАМБЕЙ, «ГУРИМА В ИНТАРИИ».
Рыжий Мар — хороший мальчик,
Не позорит свой народ:
Взяв портфельчик и пенальчик,**********
В школу нехотя бредёт.
На боку — илтрхемнский бластер,
На другом — хамбийский нож.
Ими действовать он мастер,
Что ещё с него возьмёшь?
А в хамбийской учат школе
Звездолётом управлять,
Драться и в лесу, и в поле,
Да ещё считать, читать
И писать чуть-чуть значками
На хамбийском языке…
В общем, будут с головами
Дети гамбо налегке.
Зря мозги ребятам крутят,
Ждут неясный урожай.
Дали б каждому компьютер —
Хоть мильёны умножай.
Но неплохо, без сомненья,
Сесть хоть раз на звездолёт,
Так что без сопротивленья
В школу Рыжий Мар идёт.
(1993)
__________
читать дальше* Эпиграфы к главам обоих уровней приведены только в рукописных книжечках. Ни в одном из черновиков их не было. Добавлены они были большей частью для большей понятности этого инопланетного текста, хотя мои комментарии, я думаю, тоже лишними не окажутся.
** В некоторых вариантах поэмы этот населённый пункт именовался "Амбиранду" или "Амбирамби", но вариант "Амбиранги" является наиболее распространённым.
*** Иногда "Хей-Хайдан" или "Хей-Хадан". Как всегда, оставлено наименее благозвучное название.
**** Другие варианты последних двух строк этой строфы: "Неприличные картинки В комнатушках не видны" и (более поздний) "Только пёстрые картинки В комнатушках их видны".
***** Копенука, или копенак - ещё одна национальность, наряду с гурама (горама), гурима и тармлкатха (к которым относятся и хамбийцы-гамбо). Не знаю уж, что хуже - копенак или гурима...
****** В самом первом варианте поэмы последнее четверостишие каждой шестистрофной главки было нерифмованном. Поскольку объяснять каждому читателю, что это не глюк, а фича, было немножко в лом, впоследствии этот недочёт был устранён, но последние четверостишия так и остались ещё более корявыми, чем остальные.
******* "Не худой" не в смысле "неплохой", а в смысле "жирный".
******** Про реджал уже было рассказано в одном из предыдущих сообщений... Короче говоря, его старшая сестра была проституткой. А отец, кстати, вором. Да вообще та ещё семейка была, скажу я вам...
********* В те времена глагол "кончить" считался нейтральным!!! Здесь он употреблён в значении "убить". И ничего смешного.
********** В поздних вариантах - "запихнув в карман 'пенальчик'"