Не тот Энекин. Облом-с...
читать дальшеXVII. А когда этот несчастный гуримчонок, только вылезший из пещеры, где наверняка был и кикел, и цамбагра, и чёрт знает что ещё, пошёл не на восток, к больнице Агремга, а на запад, к какому-то дурацкому храму - я окончательно убедился, что у него не все дома. ИЗ ЛИЧНОЙ ПЕРЕПИСКИ РЫЖЕГО МАРА.
- Надо нам держать на запад,
На Кинжарский перевал, -
На мозги закончив капать,
Гам уверенно сказал. -
Повод есть ещё коптиться:
Где-то там гуримский храм.
Надо будет помолиться:
Вдруг помогут боги нам?
Ты согласен?
- Воздержался.
- Так пошли! - и зашагал,
И поход их продолжался,
Хоть кончаться начинал.
На гурима не похожий,
Гамартол не устаёт,
От него - хамбиец всё же! -
Рыжий Мар не отстаёт.
Хорошо, что солнце низко,
Хоть жарища ничего...
Где он, этот храм гуримский,
Он какой и для чего?
Как за вход насчёт деньжонок?
И зачем он к чёрту нам?
Обернулся гуримчонок:
- Вот он, этот самый* храм.
XVIII. Горное святилище братьев-Десов, пожалуй, самый необычный храм гурима. Дело в том, что это не здание, а огромная стена с рисунком, изображающим двух богов власти во всю их натуральную божественную величину. "ПАМЯТНИКИ ХАМБЫ", СБОРНИК**.
Храм не храм - стена с картиной,
От земли до облаков.
Рыжий Мар идёт невинно,
Будто веровать готов.
Нарисовано нормально,
А с величиной - вдвойне.
Двое мальчиков печальных
Одиноко на стене***.
Слева - маленький и тонкий,
Смотрит**** прямо в небо, ввысь.
Справа - дальше от ребёнка,
Этот властно смотрит вниз*****.
Гамартолеш объяснять ну:
- Это бога власти два,
Дес большой и малый, братья.
- И похожи?
- Да едва.
Этот, маленький, немного,
Как считают, не в себе,
Но своим я выбрал богом
Деса-малого в судьбе.
Только я тут раньше не был...
Отойди, не порть тут мне!
Странный храм - стена до неба
И картина на стене.
XIX. Убеждайте меня, переубеждайте, разуверяйте, делайте, что хотите, но я молился в древнем святилище, и я слышал слова Деса! МИРОТЕБА, "ОДИН В ПОЛЕ".
Час, не меньше, неподвижен
Гуримчонок у стены.
Солнце выше, солнце ниже,
А Гамару хоть бы хны,
Жарится, как по заданью.
Вдруг бежит, как сто чертей:
- Мар, мне было предсказанье,
Дай компьюшку поскорей!
И печатать быстро начал,
Улыбается, как чёрт,
И ещё рукою прячет -
Что с того, что друг прочтёт?!
- Мар, считай меня студентом
Политической фигни...
Мар, я буду президентом,
Как Аквахта, в наши дни!
Я, конечно, заболею,
Только это будет дым,
Всех врагов я одолею,
Но умру я молодым,
Как кандаги****** буду править,
Ну и прочая фигня...
Или ты не веришь, Мареш?..
Мар! Ты слушаешь меня?!!
XX. И как я не объяснял ему, что это просто бред и это кикел даёт себя знать, он только хлюпал носом и смотрел в сторону. ИЗ ПЕРЕПИСКИ РЫЖЕГО МАРА.
- Гамартол! Ну как же верить
Я могу твоей "судьбе"?
По себе привык ты мерить
Факты все, я - по себе.
Выслушай меня без крика:
Как-никак, а мы друзья.
Что такое чёрный кикел,
Ты ведь знаешь, как и я.
На гурима все напасти...
Размышлял ты в эту ночь
Всё о почестях да власти*******,
О болезни, всё ж точь-в-точь,
О богах, о предсказаньях,
Ранней смерти, о борьбе -
Просто все твои терзанья
Примерещились тебе.
Вот, истерику затеешь...
Хочешь - верь, не хошь - не верь********,
Но, боюсь, ты заболеешь,
Для гурима кикел - смерть.
Для болезни в этом бреде
Место тоже ведь нашлось -
Помолись, Гамар, скорее,
Чтобы это не сбылось!
XXI. Что распространяться долго о хамбийских нравах? Ясно одно: жизнь человеческая там пустяк для всех людей и народов. КУМЕР ГАМБО "ТРОПА ОДИНОКОГО ЗВЕРЯ".
Нет, не беженка на зорьке
Собирала чемодан:
Слишком долго, слишком горько
Плач летал над Ва-Хойдан.
Грязный дождь стекает с крыши,
В Амбиранги тишь и гладь...
Сколько можно это слышать,
Сколько можно не мешать?
Это завтра станет стыдно,
Завтра скажут все друзья,
А сегодня так обидно,
Что поспать часок нельзя!
Завтра хмурые старушки
У ворот пойдут сидеть,
Скажут: "Кикел не игрушки",
Скажут: "Надо всем терпеть".
Ты, конечно, побледнеешь,
Несмотря на кожи цвет,
Но навряд ли пожалеешь
Ты о тех, кого здесь нет.
Все давно привыкли к смерти,
Не волнует ваш базар,
Что в больнице********* Миротеба
И в больнице Рыжий Мар.
__________
читать дальше* В некоторых вариантах "горный".
** Хи-хи, вероятно, аффтарша полагала, что если у сборника нет автора, то и у конкретной фразы из сборника тоже автора нет. Или она имела в виду коллективное авторство: "Пимба, можно сказать про богов 'в натуральную величину'?" - "Эгм... Можно, конечно, Сунката, но лучше сказать 'в натуральную божественную величину, во!'"
*** В некоторых вариантах "на бревне". Дело в том, что на стене действительно были изображены мальчики, сидящие на бревне. Но поскольку однозначно передать этот факт в поэтической речи аффтарша не смогла, бревно было выкинуто безжалостно.
**** В моей брошюрке - "смотрить". Давайте милосердно посчитаем это за описку! Вообще к этому моменту в "подарочном издании" появляется всё больше ошибок и исправлений...
***** О ужас, в моём издании тут вообще "ввысь". Слава богам, я ещё помню, что там должно быть на самом деле. "Ввысь" и "ввысь" даже автор этой поэмы не рифмует.
****** Кандаги - какое-то слово тамошнего языка, обозначающее нечто вроде великого правителя. В ранних вариантах - "на вершине буду править".
******* В ранних вариантах - "всё о почестях, о власти", в поздних - "о своей дурацкой власти".
******** В некоторых версиях - "а хошь - не верь".
********* В некоторых версиях здесь и в следующей строке - "в психушке".
- Надо нам держать на запад,
На Кинжарский перевал, -
На мозги закончив капать,
Гам уверенно сказал. -
Повод есть ещё коптиться:
Где-то там гуримский храм.
Надо будет помолиться:
Вдруг помогут боги нам?
Ты согласен?
- Воздержался.
- Так пошли! - и зашагал,
И поход их продолжался,
Хоть кончаться начинал.
На гурима не похожий,
Гамартол не устаёт,
От него - хамбиец всё же! -
Рыжий Мар не отстаёт.
Хорошо, что солнце низко,
Хоть жарища ничего...
Где он, этот храм гуримский,
Он какой и для чего?
Как за вход насчёт деньжонок?
И зачем он к чёрту нам?
Обернулся гуримчонок:
- Вот он, этот самый* храм.
XVIII. Горное святилище братьев-Десов, пожалуй, самый необычный храм гурима. Дело в том, что это не здание, а огромная стена с рисунком, изображающим двух богов власти во всю их натуральную божественную величину. "ПАМЯТНИКИ ХАМБЫ", СБОРНИК**.
Храм не храм - стена с картиной,
От земли до облаков.
Рыжий Мар идёт невинно,
Будто веровать готов.
Нарисовано нормально,
А с величиной - вдвойне.
Двое мальчиков печальных
Одиноко на стене***.
Слева - маленький и тонкий,
Смотрит**** прямо в небо, ввысь.
Справа - дальше от ребёнка,
Этот властно смотрит вниз*****.
Гамартолеш объяснять ну:
- Это бога власти два,
Дес большой и малый, братья.
- И похожи?
- Да едва.
Этот, маленький, немного,
Как считают, не в себе,
Но своим я выбрал богом
Деса-малого в судьбе.
Только я тут раньше не был...
Отойди, не порть тут мне!
Странный храм - стена до неба
И картина на стене.
XIX. Убеждайте меня, переубеждайте, разуверяйте, делайте, что хотите, но я молился в древнем святилище, и я слышал слова Деса! МИРОТЕБА, "ОДИН В ПОЛЕ".
Час, не меньше, неподвижен
Гуримчонок у стены.
Солнце выше, солнце ниже,
А Гамару хоть бы хны,
Жарится, как по заданью.
Вдруг бежит, как сто чертей:
- Мар, мне было предсказанье,
Дай компьюшку поскорей!
И печатать быстро начал,
Улыбается, как чёрт,
И ещё рукою прячет -
Что с того, что друг прочтёт?!
- Мар, считай меня студентом
Политической фигни...
Мар, я буду президентом,
Как Аквахта, в наши дни!
Я, конечно, заболею,
Только это будет дым,
Всех врагов я одолею,
Но умру я молодым,
Как кандаги****** буду править,
Ну и прочая фигня...
Или ты не веришь, Мареш?..
Мар! Ты слушаешь меня?!!
XX. И как я не объяснял ему, что это просто бред и это кикел даёт себя знать, он только хлюпал носом и смотрел в сторону. ИЗ ПЕРЕПИСКИ РЫЖЕГО МАРА.
- Гамартол! Ну как же верить
Я могу твоей "судьбе"?
По себе привык ты мерить
Факты все, я - по себе.
Выслушай меня без крика:
Как-никак, а мы друзья.
Что такое чёрный кикел,
Ты ведь знаешь, как и я.
На гурима все напасти...
Размышлял ты в эту ночь
Всё о почестях да власти*******,
О болезни, всё ж точь-в-точь,
О богах, о предсказаньях,
Ранней смерти, о борьбе -
Просто все твои терзанья
Примерещились тебе.
Вот, истерику затеешь...
Хочешь - верь, не хошь - не верь********,
Но, боюсь, ты заболеешь,
Для гурима кикел - смерть.
Для болезни в этом бреде
Место тоже ведь нашлось -
Помолись, Гамар, скорее,
Чтобы это не сбылось!
XXI. Что распространяться долго о хамбийских нравах? Ясно одно: жизнь человеческая там пустяк для всех людей и народов. КУМЕР ГАМБО "ТРОПА ОДИНОКОГО ЗВЕРЯ".
Нет, не беженка на зорьке
Собирала чемодан:
Слишком долго, слишком горько
Плач летал над Ва-Хойдан.
Грязный дождь стекает с крыши,
В Амбиранги тишь и гладь...
Сколько можно это слышать,
Сколько можно не мешать?
Это завтра станет стыдно,
Завтра скажут все друзья,
А сегодня так обидно,
Что поспать часок нельзя!
Завтра хмурые старушки
У ворот пойдут сидеть,
Скажут: "Кикел не игрушки",
Скажут: "Надо всем терпеть".
Ты, конечно, побледнеешь,
Несмотря на кожи цвет,
Но навряд ли пожалеешь
Ты о тех, кого здесь нет.
Все давно привыкли к смерти,
Не волнует ваш базар,
Что в больнице********* Миротеба
И в больнице Рыжий Мар.
__________
читать дальше* В некоторых вариантах "горный".
** Хи-хи, вероятно, аффтарша полагала, что если у сборника нет автора, то и у конкретной фразы из сборника тоже автора нет. Или она имела в виду коллективное авторство: "Пимба, можно сказать про богов 'в натуральную величину'?" - "Эгм... Можно, конечно, Сунката, но лучше сказать 'в натуральную божественную величину, во!'"
*** В некоторых вариантах "на бревне". Дело в том, что на стене действительно были изображены мальчики, сидящие на бревне. Но поскольку однозначно передать этот факт в поэтической речи аффтарша не смогла, бревно было выкинуто безжалостно.
**** В моей брошюрке - "смотрить". Давайте милосердно посчитаем это за описку! Вообще к этому моменту в "подарочном издании" появляется всё больше ошибок и исправлений...
***** О ужас, в моём издании тут вообще "ввысь". Слава богам, я ещё помню, что там должно быть на самом деле. "Ввысь" и "ввысь" даже автор этой поэмы не рифмует.
****** Кандаги - какое-то слово тамошнего языка, обозначающее нечто вроде великого правителя. В ранних вариантах - "на вершине буду править".
******* В ранних вариантах - "всё о почестях, о власти", в поздних - "о своей дурацкой власти".
******** В некоторых версиях - "а хошь - не верь".
********* В некоторых версиях здесь и в следующей строке - "в психушке".